Новошахтинск, авария на шахте “Западная-Капитальная”

Новошахтинск, авария на шахте “Западная-Капитальная”

Эту аварию называют вторым «Курском». 23 октября 2003 года около пяти часов вечера на глубине 470 метров произошел прорыв воды в главном скиповом стволе шахты «Западная-Капитальная». Попавшая в забой вода вывела из строя энергосистему, подъемные клети и связь. В это время под землей на глубине 800 метров находился 71 шахтер.

25 горняков успели выбраться на поверхность в первые минуты после прорыва ствола. Для поиска остальных 46-ти в Новошахтинске был создан оперативный штаб, который возглавил губернатор Ростовской области Владимир Чуб.

25 октября поток воды был приостановлен, из шахты подняли еще 33 человека. Они прошли под землей 7 километров, вышли к инспекторской подъемной клети и по телефону связались со спасателями.

Оперативным штабом было принято решение - из шахты имени газеты «Комсомольская правда» провести сбойку с шахтой «Западная», чтобы спасти 13 горняков. Их разыскивали почти шестеро суток.

На поверхности велись работы по блокировке потока воды. За многодневной операцией по спасению горняков следила вся страна. Горнякам пришлось пробить сбойку с соседней шахты имени газеты «Комсомольская правда», по которой горноспасатели утром 29 октября подняли на поверхность почти всех заблокированных под землей.Это была уникальная спасательная операция, аналогов которой не было и нет в мире.

В результате на редкость удачной спасательной операции лишь один человек погиб и один пропал без вести. Его поиски были прекращены 30 октября из соображений безопасности. Сама же «Западная» оказалась затоплена 28 млн кубометров воды, и ее эксплуатация была прекращена.

29 октября обрушилась часть обогатительной фабрики, прилегающей к корпусу скипового ствола. Вслед за этим рухнул копер — причиной разрушения стал провал почвы под шахтными постройками. В образовавшуюся трещину провалилась часть конструкций здания фабрики и копра, а также стоявший в шахтном дворе «КамАЗ», водитель которого, к счастью, успел спастись.

В начале 2003 года шахту “Западную” уже затапливало. В феврале там также произошёл прорыв грунтовых вод. К счастью, в тот раз людей в забоях не было. Тогда государственная комиссия основной причиной аварии признала неудовлетворительное состояние соседних законсервированных шахт, на которых долгое время не проводились работы по отводу грунтовых вод.

После первой аварии специалисты Санкт-Петербургского ВНИИМа провели исследования и выдали заключение о том, что работать под землей на этой шахте нельзя. Были даны конкретные рекомендации по модернизации всего производства и едва ли не предсказание-прогноз, когда может произойти следующая катастрофа.

Однако, в связи с критическим финансовым положением шахты, рекомендованные работы никто не вел. С трудом устраняли последствия февральской аварии. По утверждению сотрудников "Ростовугля", в течение двух лет на шахту не тратилось ни единой копейки.

Поэтому в том, что размыв тампонажных креплений рано или поздно всё равно бы произошел, сомневаться не приходится. Давление превысило бы возможно допустимое, и начался потоп. Шахту срочно нужно было закрывать. Но тут вставала новая проблема: все шахты города связаны между собой гидравлически, и закрытие одной из них автоматически влекло за собой прекращение эксплуатации других.

Авария на «Западной-Капитальной» привела к ликвидации шахты. Без работы остались 830 человек. Власти пообещали трудоустроить их на две соседние шахты, однако вскоре обе эти шахты также были закрыты из-за подтопления водами «Западной-Капитальной». Всего из-за аварии на «Западной-Капитальной» без работы остались работники 3-х шахт и 2-х обогатительных фабрик, общей численностью более 4-х тысяч человек. Практически, никто из них работу не получил.

Понравилась статья? Поделись!

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение